Так называемый «налог на Google» подразумевает введение НДС на продукты иностранных IT-компаний, действующих на территории России. Ожидаемый процент, который будет взиматься с выручки зарубежных компаний, составит 18%. Создатели законопроекта рассчитывают, что введение налога принесет бюджету более 50 миллиардов рублей в год. Однако иностранные компании на этом не потеряют, ведь платить этот налог придется обычным пользователям.
Инициатива направлена в первую очередь на софт и другой контент, который продается через интернет-магазины. Под действие закона попадут «Play Маркет», App Store, Steam, PSN и множество других площадок. Представители IT-индустрии отмечают, что закон требует большого количества доработок, так как многие пункты остаются неясными для разработчиков софта.
Сооснователь Калининградской студии Colibri Games Андрей Арутюнян рассказал, как, по его мнению, может отразиться введение налога на индустрии мобильных игр.
«Практика внедрения этого закона в Европе показывает, что стоимость игр растет редко. В основном получается, что меньше начинает получать сам разработчик, так как все платформы вычитают этот НДС из выплат самим разработчикам. Повышать цены на старые приложения — это не лучшая стратегия для разработчика, а вот новые игры уже могут учитывать этот фактор», — отмечает Арутюнян.
Иностранные компании на новые правила могут отреагировать достаточно просто — увеличить цену на соответствующую НДС сумму, и в итоге этот налог будет выплачивать сам покупатель. Разработчик отмечает, что, бóльшая ясность будет внесена после второго чтения, так как именно тогда планируется внесение большого количества правок.
«Но главное, чтобы принятие этого закона не привело к оттоку и переносу штаб-квартир российских разработчиков за рубеж. Тогда толку от него будет очень мало», — добавляет Арутюнян.
По мнению Арутюняна, закон может коснуться всех: как зарубежных, так и отечественных компаний. Вопрос состоит только в том, предусматривает ли закон отмену двойного налогообложения НДС, так как российские компании, которые занимаются продажей софта, уже выплачивают данный налог.
«Например, разработчик заключил лицензионный договор с российским издателем, который, в свою очередь, издает игру через Apple. Сколько раз и где необходимо уплачивать НДС и кто сможет его к вычету прилагать?» — отмечает разработчик.
Подобные законы уже действуют за рубежом. Так, в Европейском союзе, Японии и Южной Корее налогообложение производится в той стране, где компании реализуют собственную продукцию или IT-решения. Введение налога коснется целого перечня продуктов и решений IT-компаний. Сюда входят ПО, игры, программы для блокировки баннеров, фильтры для веб-сайтов, программы для бухучета и антивирусы.
Авторами законопроекта выступают депутаты Андрей Луговой и Владимир Парахин от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия». По мнению депутатов, в 2017 году это принесет бюджету 52,8 млрд руб. Как говорится в пояснительной записке, для российских компаний предусмотрены преференции. Так, в случае реализации продукции и услуг за пределами России они могут быть частично или полностью освобождены от НДС.
Помимо конкретной продукции налогом будут облагаться и услуги, предоставляемые компаниями. В перечне фигурируют оказание рекламных услуг, предоставление доступа в интернет, хранение и обработка данных, услуги связи, трансляция телеканалов и радиоканалов через интернет, а также предоставление доступа к аудио-, видео- и печатному контенту.
В итоге это может привести к тому, что немалая часть реализуемых в России продуктов поднимется в цене, и это все на фоне подорожания ПО из-за курса рубля.
По словам депутатов, российскому потребителю сегодня выгоднее покупать продукцию у иностранных IT-компаний, поскольку они не уплачивают НДС, в отличие от российских на том же рынке. Это, по мнению авторов законопроекта, ставит зарубежные фирмы в выгодное положение. С учетом того, что софт станет дороже, это может повлечь за собой всплеск пиратства, отмечал депутат Госдумы Дмитрий Гудков.
Однако советник президента России по развитию интернета Герман Клименко не согласен с этой точкой зрения, так как вопрос пиратства, по его словам, зависит от многих других факторов, но не от того, с НДС торгует фирма или без.
«К равенству компаний я отношусь хорошо. Я люблю, когда в лавке один торговец торгует с НДС и второй, соответственно, тоже. У них равные условия», — заключил Клименко.