Война Apple и Google длилась не один год – и закончилась совсем не так, как представляют себе большинство пользователей смартфонов и других мобильных устройств. О том, почему эта война подошла к концу, каковы ее итоги, и что это означает для двух мастодонтов, рынка и пользователей, пишет в своей колонке Бенедикт Эванс, аналитик и партнер Andreessen Horowitz, венчурной компании из Силиконовой долины, которая инвестирует в технологические предприятия.
Войны платформ для смартфонов уже подошли к концу, выиграли Apple и Google. Но интересно было бы изучить финальный счет, и подумать о том, что это значит.
В мире около 5 млрд людей (плюс-минус 250 млн) пользуются мобильными телефонами – это из приблизительно 5,5 млрд человек, достигших возраста 16 лет и старше. Впрочем, число владельцев мобильных телефонов весьма приблизительно, потому что многие используют более одной SIM-карты. В любом случае, эта цифра в течение следующих нескольких лет увеличится до 6 млрд, поскольку население и проникновение мобильной связи растут.
В январе 2016 года Apple заявила, что у нее 1 млрд активных девайсов (красиво округленное число), среди которых Mac, iPhone, iPad, iPod, Apple TV и часы. Из них около 90 млн компьютеров Mac (Тим Кук озвучивал цифру в 80 млн в начале 2014 г.), чуть более 10 млн часов, приблизительно 20 млн Apple TV, и, возможно, столько же iPod. Все вместе как раз составляет что-то близкое к 900 млн iPhone и iPad.
Apple продал 318 млн iPad – если мы предположим, что продолжительность жизни iPhone 3 года, а iPad – 4 года, то получается, что в декабре 2015 года в использовании у людей были 630 млн iPhone и 250 млн iPad, совокупно 880 млн – достаточно близко. Учитывая то, что с тех пор продажи iPad и iPhone были весьма скромными, это число, вероятно, не сильно изменилось.
China Mobile заявила, что в I квартале 15% от 830 млн активных пользователей имели именно айфоны – это 125 млн из тех 630 млн. China Mobile используют 60% китайских абонентов мобильной связи (как уже упоминалось выше, это не то же самое, что пользователи в целом), но как премиум-оператор он имеет 73% китайского рынка 4G-услуг, что, вероятно, более релевантно. Это означает, что-то около 175 млн айфонов в Китае пользуются услугами трех операторов. Это больше, чем количество айфонов в США. Нужно отметить, что не все из них были проданы в Китае, часть ввезли из других стран либо купили подержанными.
В целом китайские операторы мобильной связи сообщили о 591 млн абонентов 4G во втором квартале 2016 года, и 808 млн комбинированных пользователей 3G и 4G в конце 2015 года, в то время как китайское правительство назвало цифру в 620 млн пользователей мобильного интернета (эта цифра увеличивается чуть более чем на 2% за квартал).
Нужно быть очень осторожным, сравнивая данные из различных источников с различной методологией, но если 1 квартале было 175 млн айфонов, то можно предположить, что около 450 млн были Android-устройствами (по крайней мере, Android-устройствами, которые выходят в интернет). Конечно, в китайском Android нет сервисов Google, и он исключен из статистики Google. В то же время правительство также сообщает о 220 млн людей, использующих для выхода в интернет планшеты. Пока не ясно, сколько из них являются общими для нескольких человек, поэтому нужно немного округлить эту цифру в меньшую сторону.
Теперь возьмем Google Android (в противовес китайскому). Google всегда была конструктивно непрозрачной в статистике по Android, потому что изменяла методологию и не пересматривала предыдущие данные после этого. В последний раз компания публиковала данные активных пользователей в сентябре 2015 года – тогда было озвучено 1,4 млрд активных пользователей Google Android.
В соответствии с данными консоли для Android-разработчиков, в то время около 10% пользователей имели большой или очень большой экран девайса, то есть пользовались планшетом. Итак, 1,25 млрд телефонов и 150 млн планшетов, если округлить. Насколько эти данные с тех пор выросли? Согласно большинству оценок, продажи смартфонов в течение последних нескольких кварталов были довольно скромными, а прирост происходил только за счет нижнего ценового сегмента (цена входа для Android теперь ниже $50). Таким образом, эта база выросла не более чем на 100 млн.
Перенесем это на диаграмму (показывая только округленные данные по Google), в марте 2016 общее число Google Android составляло 1,5 млрд, следовательно, 1,35 млрд выглядит правдоподобно.
Итак, в марте 2016 года:
- 630 млн айфонов и 250 млн айпадов, в общей сложности 880 млн;
- 1,3-1,4 млрд Google Android-телефонов и 150-200 млн Google Android-планшетов;
- возможно, еще 450 млн Android-телефонов и 200 млн планшетов в Китае, не подключенных к службам Google;
- общая база 2,4-2,5 млрд iOS- и Android-телефонов, и, скажем, 600 млн.-750 млн. планшетов.
Некоторые из этих чисел довольно далеки от того, что ожидают люди, не изучавшие глубоко данный вопрос. Я запустил этот не совсем научный опрос на Twitter на прошлой неделе и получил следующие неправильные результаты. Правильный ответ – «в 2,5 раза», но 2/3 пользователей проголосовали за «более чем в 4 раза», что должно было бы означать существование 2,5-3 млрд телефонов на Google Android.
Perceptions: how many more Google Android smartphones than iPhones are in use globally today?
— Benedict Evans (@BenedictEvans) 17 июля 2016 г.
Эти цифры иллюстрируют фундаментальное изменение в масштабах перехода на мобильные устройства, которое демонстрирует индустрия высоких технологий. Годовой объем продаж смартфонов вырастет почти до 2 млрд единиц, а продажи ПК упадут почти до 200 млн, в то время как пользовательская база смартфонов будет расти, приближаясь к 5 млрд, а пользовательская база ПК упадет с сегодняшних 1,5 млрд до 1 млрд.
Таким образом, в перспективе мобильные устройства в 10 раз превышают ПК по объему продаж и в 5 раз – по пользовательской базе. «Миллиард – это новый миллион». Именно поэтому вся инвестиционная индустрия переходит с экосистемы WinTel на ARM/iOS/Android.
В то же время, теперь совершенно ясно, что обе компании, и Apple, и Google, имеют достаточный масштаб для экосистем, чтобы быть жизнеспособными (в том числе подразделение Android в Китае), и что ни у кого больше этого нет. Но в то же время, как только вы достигаете такого масштаба, дальнейшие изменения доли рынка становятся незначительными. Для менеджера по продукту в крупном банке США не имеет значения, сколько Android-пользователей живут в Китае, как и для менеджера по запуску продукта в Индии не важны любые айфоны в Калифорнии. Где ваши пользователи, каких пользователей вы хотите, и какие пользователи тратят деньги – вот, что является более важным.
Война закончилась. Да, мы будем двигаться от 2,5 млрд смартфонов к 5 млрд, но динамика двух экосистем существенно не изменится с этим ростом. Возможно, Apple получит еще какое-то количество пользователей, в то время как Android получит большую часть следующих 2,5 млрд, но большинство будущих пользователей сосредоточены на развивающихся рынках, и большинство из них будут покупать телефоны за $50 и уж точно менее чем за $100.
Все изменения и процессы, заслуживающие внимания, будут происходить на других направлениях – VR и AR с одной стороны, искусственный интеллект и машинное обучение — с другой. Они могут изменить баланс между Apple и Google, но более вероятно, что они нивелируют различия между двумя компаниями. Некоторое время назад я перестал обновлять свои модели развития Nokia, RIM и Microsoft – и мои модели развития Android и Apple также теряют позиции в списке моих приоритетов.
Спасибо за прекрасную статью!