Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против российского представительства Apple «Эппл рус» по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке по жалобе пользователя iPhone. Если нарушение законодательства подтвердится, то руководителю компании грозит штраф от 15 000 до 20 000 руб., а самой компании – от 300 000 до 1 млн рублей. В большинстве случаев ФАС также предписывает устранить нарушения.
Apple злоупотребляет доминирующим положением на рынке ремонта iPhone, утверждает Дмитрий Петров, подавший жалобу в ФАС. В России смартфоны компании никто не может чинить без ее разрешения, но при этом Apple не поставляет комплектующие для ремонта экранов, говорит он, ссылаясь на материалы ФАС. Соответственно, ФАС может предписать Apple для устранения нарушения начать поставлять запчасти для ремонта iPhone в Россию.
По словам Петрова, повредив дисплей своего iPhone SE с памятью 64Гб, он обратился в авторизованный сервисный центр Apple. Вместо ремонта ему предложили заменить аппарат целиком, доплатив 22 200 руб. Apple не поставляет в Россию дисплеи для iPhone, но по закону о защите прав потребителей производитель должен обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы (не менее 10 лет), утверждает Петров. Это, в частности, подразумевает поставку в сервисные центры запчастей для ремонта. Вместо этого Apple фактически навязывает покупку нового аппарата со скидкой по цене, которая превышает стоимость замены экрана iPhone. Так, в США заменить стекло стоит $129 (или чуть больше 8000 руб.).