До конца 2016 года в России заработают платежные системы Apple Pay и Samsung Pay. Точные сроки пока не определены, и в случае Samsung Pay они сменились с расплывчатого «весна» на не менее расплывчатое «лето». Дата запуска Apple Pay в России не известна, но, скорее всего, речь идет о поздней осени.Кроме отрадной возможности оказаться в компании с уважаемыми странами (так, Samsung Pay в России запускается параллельно в Великобританией, Канадой и Сингапуром), неизбежно возникают вопросы: а в чем интерес банков, чего больше в этой истории — возможностей для пиара или реальных инструментов увеличения прибыли?
Единство непохожих
Несмотря на традиционную для Samsung склонность к мимикрии, корейская платежная система существенно отличается от того, что предлагает Apple. Последняя полностью сосредоточилась на бесконтактных платежах. Владельцы смартфонов iPhone 6/6s/6 Plus/6s Plus и SE, а также примкнувшие к ним пользователи Apple Watch, смогут расплачиваться гаджетами везде, где установлены соответствующие терминалы. Идентификация пользователя производится при помощи встроенного сканера отпечатков пальцев Touch ID (в случае с Apple Watch достаточно двойного клика по экрану). Дополнительным фактором защиты является знание Apple о вашем местоположении. Имеется аппаратная совместимость с терминалами, поддерживающими Visa PayWave, MasterCard Contactless и American Express ExpressPay.
Samsung пошел дальше. Россиянам, давно привыкшим к терминалам с бесконтактной оплатой и соответствующим пластиковым картам, трудно представить, насколько мало эта технология распространена, скажем, в США. Специально для архаичных сетей терминалов Samsung добавил возможность оплаты с эмуляцией магнитной полосы или чипа. Качество реализации идеи еще предстоит проверить (и мы это непременно сделаем), но, теоретически, работа с уже имеющимся парком терминалов существенно расширяет изначальную аудиторию пользователей Samsung Pay. Правда, далеко не все смартфоны Samsung заработают с платежной системой (фактически, речь идет только о флагманских аппаратах 2015 и 2016 годов). По словам Михаила Цыкарева, начальника отдела перспективных технологий УБРиР, на данный момент, по статистике посещения сайта банка и установке мобильных приложений, владельцы Apple iPhone составляют 3–5% клиентов банка, а клиентских устройств Samsung, гарантировано поддерживающих Samsung Pay,— меньше 1000 штук (менее 0,1% клиентов).
«Сама технология бесконтактных платежей появилась достаточно давно — в середине 2000-х годов, однако широкое распространение данная технология получила только в последние годы»,— рассказывает Анатолий Веретенников, советник члена правления ОАО „Банк Москвы”.— Дополнительное развитие технологии обусловлено появлением технологий размещения платежных приложений на различных форм-факторах (Phone Centric (Embedded Security Element) / SIM Centric), а также эмуляция карты в облаке (Host Card Emulation, HCE).
Не секрет, что в Америке до настоящего времени основная доля операций по банковским картам приходилась на операции, совершенные по магнитной полосе. Предложенная компанией Apple технология (платежная система) базируется именно на стандартных технологиях платежных систем (Visa и MasterCard) и технологии размещения платежного банковского приложения на встроенном в телефон элементе безопасности — именно это стало «инновационным» для Америки, хотя на самом деле инновационность заложена в массовом распространении соответствующим образом оборудованных смартфонов и предоставлением компанией Apple совместно с международными платежными системами готовой инфраструктуры, обеспечивающей для конечных бенефициаров (банков) абсолютно прозрачную технологию размещения своих карт на телефонах Apple. Плюс оснащение предприятий торговли и сервиса необходимым оборудованием для приема бесконтактных платежей.
В России инфраструктура приема бесконтактных платежей уже достаточно широка, однако эмиссия такого рода карт пока недостаточна. Именно поэтому сотрудничество российских банков с Apple и Samsung, безусловно, позволит снизить издержки на эмиссию бесконтактных карт, увеличить их эмиссию и обеспечить привлекательный для конечного пользователя сервис. При этом полного отказа от эмиссии бесконтактных карт на пластике не будет».
За чей счет этот банкет?
Главный недостаток обеих систем с точки зрения пользователя — денег от их использования не прибавляется. Скорее, наоборот: если раньше, выйдя из дома без бумажника, вы вынуждены были ограничить дневные траты запасами наличных в карманах, то теперь в кармане обнаруживается альтернатива — смартфон.
Механизм регистрации кредитной карты в Apple Pay и Samsung Pay во многом схожий: достаточно единожды зарегистрировать ее в приложении (Wallet для Apple и Samsung Pay для Samsung), и все, «пластик» понадобится только там, где не поддерживается платежная система. При этом при платеже магазин взаимодействует с картой через токен, а не напрямую. Повышается безопасность платежа: даже если смартфон или часы будут украдены, заплатить ими или сделать клон карты не удастся.
Но главное в деньгах, наверное, все же не форма, а их количество. Трудно представить человека, который бы всерьез столкнулся с проблемой истратить кругленькую сумму в свое удовольствие. Оплата услуг гаджетами еще на одну ступень ослабляет ощущение использования настоящих денег. Известный феномен, когда по кредитной карте человек тратит существенно больше, чем наличными, срабатывает снова: смартфон выглядит еще более безобидно и уютно, чем пластиковая карта. Оплата им воспринимается, как игра, а не как настоящий денежно-товарный обмен.
Кроме того, смартфон знает много о пользователе и может вовремя подать ему идеи трат, например сообщить о распродаже в магазине поблизости или о скидках на кофе в кафе, которое он давно не посещал. Человек слаб, и шансов превратиться в идеального клиента, который постоянно немножко в долгах и регулярно по ним расплачивается, системы Apple и Samsung, несомненно, добавляют.
Энтузиазм банкиров
Все переговоры с банками о подключении к платежным системам начинаются с подписания очень жесткого NDA. По данным газеты «Известия», работу с Apple Pay могут начать Сбербанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Бинбанк, Тинькофф банк и ВТБ24. На самом деле, список этот шире, но представители банков говорят о сотрудничестве уклончиво, не вдаваясь в детали. Впрочем, по степени уклончивости можно судить о том, насколько далеко зашел переговорный процесс.
В то же время, несмотря на определенные сомнения, представители банков едины: двигаться в сторону новых платежных систем надо. Только причины называются разные.
«Мы уверены, что подобные сервисы — не просто дань моде, а реальное отражение давно назревших изменений в банковской экосистеме,— говорит Сергей Меднов, старший вице-президент, руководитель операционно-технологического блока банка „Открытие”.— Активное появление в ней поставщиков мобильных платформ — уже свершившийся факт. Игнорирование этого факта несет в себе риск потери доли рынка и, как следствие, дохода».
С ним согласна Алла Савченко, директор по продуктам «Яндекс.Денег»: «Новых клиентов подобным образом банкам вряд ли удастся привлечь, скорее это поможет повысить лояльность передовых пользователей-гиков и заработать репутацию высокотехнологичного банка. Кроме того, такие решения могут способствовать увеличению числа транзакций (это новый и интересный опыт для клиентов банков) и, следовательно, укреплению доли безналичных расходов и бесконтактных платежей».
«Чтобы выжить в жесткой конкуренции, банки должны следовать за клиентом. Если клиент хочет платить с помощью телефона, значит банки должны такую услугу предоставить. Маржа банка при этом не растет, а уменьшается, так как банк-эмитент карты вынужден делиться interchange с платежной системой,— считает Георгий Писков, член совета директоров банка „Юнистрим”.— Вопрос не в том, чтобы приобрести новых клиентов, а в том, чтобы не потерять старых из-за отсутствия услуги».
По мнению Алексея Архипова, заместителя директора ИТ-департамента группы Qiwi, сотрудничество с Apple Pay и Samsung Pay дает банку три преимущества. Во-первых, имидж инновационного банка. Во-вторых, более частое использование карты (что ведет к увеличению оборота и дохода банка). В-третьих, в РФ, в частности, платежные системы могут стать стимулом для пользователя перестать использовать карту только для снятия наличных в банкомате и начать совершать операции в ритейле.
«Лично мое мнение, что для банков подключение к таким проектам — это таскание каштанов из огня для других и неоправданное разрешение на каннибализацию своей клиентской базы,— не разделяет общего оптимизма Петр Дарахвелидзе, директор по развитию Webmoney Transfer.— Насколько я знаю, даже у Apple в США были непростые переговоры с банками по условиям запуска. И это у Apple, у которой в той стране 130 млн телефонов. У Android-телефонов (помимо Samsung Pay, как я знаю, аналогичные идеи есть у Sony и других производителей), ситуация еще хуже: ОС от Google имеет программный HSM модуль. И если Apple может наглухо закрыть доступ к своей платформе, то эти — нет.
Не за горами время, когда пластик отомрет за ненадобностью, нужно оказаться к нему готовыми и заранее набить все шишки
Вероятно, банки имеют в виду увеличение клиентской базы; но это ведь клиенты финансовой услуги Apple, а не банка. Банк в этой схеме слабое (и в будущем — лишнее) звено.
Для меня только одна причина участия в таких партнерствах неоспорима: где-то не за горами время, когда пластик отомрет за ненадобностью, нужно оказаться к нему готовыми и заранее набить все шишки».
Дело техники
Техническая сторона вопроса на самом деле проще, чем могло бы показаться. «Подключение не является фундаментальной проблемой, но потребует четыре-шесть месяцев, включая подписание договора, техническое подключение, тестирование и тренинг персонала и партнеров»,— говорит Георгий Писков.
Определенным препятствием для Apple Pay может стать недостаточное количество бесконтактных POS-терминалов, но, как рассказал Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития ИТ УБРиР, все вводимые в строй в 2016 году терминалы MasterCard должны быть оснащены устройствами для осуществления бесконтактных платежей, и это однозначно ускорит проникновение технологии на рынок. Аналогичные планы есть и у Visa.
Анатолий Веретенников считает, что каких-либо значимых доработок на стороне процессингов банков не требуется. Фактически, надо лишь поддержать расширенный список полей в 100-х и 300-х сообщениях, а также обеспечить надежный механизм дистанционной аутентификации владельца карты со стороны эмитента (это основополагающие требования Apple и Samsung, требующих поддерживать несколько альтернативных способов аутентификации). Для банков, реализовавших качественное ДБО, это не проблема. Значительное время может уйти на интеграционное тестирование, в основном это связано с тем, что и Apple, и Samsung требуют проведения тщательного натурного тестирования, особенно в части проверки жизненного цикла карты, а не эмуляции.
По данным Петра Дарахвелидзе, потребуется сопряжение процессинга с HSM-модулем телефона, как в одну сторону (для присылки в телефон одноразовых PIN для маленьких транзакций), так в и в другую (информирование о транзакциях). В этом нет ничего сверхсложного и дорогого, но, тем не менее, в России эта задача решена только несколькими банками (см., например, Cardsmobile.ru).
Определенные споры могут возникнуть на стадии обсуждения revenue-sharing с дохода от операции. В США при платежах по Apple Pay снимается 0,15% от суммы операции. Какие тарифы будут в РФ, пока не известно, и именно это является предметом обсуждения. У первых участников условия могут оказаться лучше, чем у тех, кто присоединится в дальнейшем, потому что низкая база не позволит обеспечить мгновенную рентабельность проекта. То есть на начальном этапе PR-составляющая будет превалировать над выгодой.
Платить весело
Платить смартфоном, на самом деле, можно уже несколько лет. И я это делал раз десять. Интересно наблюдать за реакцией продавцов и просто чувствовать себя приобщенным к техническому прогрессу. Но эта игра быстро надоедает, и ты возвращаешься к «пластику». Потому что меняются телефоны, и лень настраивать беспроводные платежи заново. Потому что антенна NFC у всех смартфонов находится в разных местах, и пока найдешь оптимальную точку — проще достать карточку.
Сама по себе возможность оплаты еще одним способом вряд ли принесет плоды. Но Apple Pay и Samsung Pay несут в себе гораздо большее. Смартфон, ставший персональным компьютером современности, знает о нас многое и может придумать на базе знаний какие-то оптимальные способы трат. Если платформы «дозреют» до такого уровня, мы действительно потихоньку забудем об обычных карточках. Но это вопрос как минимум десятилетия.
По мнению Майка Лисянского, директора по стратегическому развитию продуктов компании BSS, в будущем Apple сможет предложить банкам процессинг платежей по картам без использования механизмов международных платежных систем. Из-за того что данные транзакций зашифрованы, могут использоваться дешевые открытые каналы связи. Привязывая карту к Apple Pay, пользователь, фактически, привязывает к платежной системе свой счет (помним, что магазин не взаимодействует с самой картой). И со временем Apple Pay может стать новым воплощением Visa или MasterCard. Только необходимо решить вопрос сумм транзакций, чтобы с точки зрения регулятора платежи по Apple Pay и Samsung Pay производились идентифицированными пользователями. Иначе неизбежно придется столкнуться с ограничениями в 15 тысяч рублей.
Также, по мнению Майка Лисянского, не стоит рассматривать Apple Pay без связки с другими проектами компании. Он вписывается в стремление Apple к созданию инфраструктурных проектов, не только решающих текущие задачи, но и накапливающих множество полезной для дальнейшего использования информации. Например, Apple Health и Apple CarPlay. Их синергия с годами может привести к созданию единой системы — чего-то вроде Apple World.
А пока — прогресс, легкость, ощущение приобщения к будущему.
via bankir.ru