Помните телевизионный анонс iPhone 3G, который Apple показала при дебюте аппарата год назад? Два охранника в униформе несут запечатанный металический кейс через лабиринт тоннелей, дверей с кодовыми замками и под прицелом вездесущих видеокамер? Похоже, что в реальности Купертино недалеко ушло от этого, пишут Бред Стоун (Brad Stone) и Эшли Венс (Ashley Vance) для New York Times. Бывшие сотрудники и аналитики соглашаются с Джином Манстером из Piper Jaffray, что сегодня Apple — это «абсолютно черная коробка». Компания, в попытке защитить свои секреты и сохранить новые продукты в тайне до дня запуска, культивирует культуру страха среди своих сотрудников.
Кампус Apple, согласно изданию, представляет собой лабиринт из дверей с кодовыми замками, чтобы открыть которые сотрудник сначала должен приложить свой бейдж, а затем ввести числовой пароль. И сделано это не только для того, чтобы огранить доступ, но еще и для отслеживания всех перемещений сотрудников, дабы знать, кто может быть причастен к той или иной утечке информации. Очень многие кабинеты находятся под видеонаблюдением. Как говорит один сотрудник Apple, по понятным причинам пожелавшим остаться неназванным, «работающие в комнатах тестирования наиболее важных продуктов обязаны накидывать на устройства темную ткань и включать красный предупреждающий свет, когда эта ткань снимается, чтобы все присутствующие были особенно осторожны».
До этого я работал на секретных военных объектах, пишет Стоун, и главная разница между ними и Apple заключается в… страхе. Большом страхе. Если на военном объекте ты вдруг увидел то, что не должен был увидеть, то в этом нет ничего страшного — просто забудь. Если же ты в Apple увидел лишнего, то запросто можешь потерять работу, получить повестку в суд или даже получить и то, и другое.
Другое оружие в обойме Apple: Дезинформация. Вспомним хотя бы то, как руководство компании в полном составе говорило о том, что у них никакого интереса к дешевому iPod без экрана. На их лице не дрогнул ни один мускул, а ведь спустя всего несколько недель общественности был представлен iPod shuffle. Лгущие топ-менеджеры — для бизнеса это нормально и, как минимум, никого не удивляет. Но при этом, если многие компании стремятся наладить как можно лучше отношения с прессой, Apple наоборот — старается ее игнорировать. «Они попросту не выходят на связь», говорит Манстер.
Зачем Apple все это делает? Восхищение. Конечно, они таким образом защищают свою интеллектуальную собственность, но делают они это именно для восхищения. Это позволяет им разыгрывать эти блестящие спектакли с анонсом новых продуктов перед оргазмирующей публикой — включая самих сотрудников Apple. Весь бизнес Купертино строится на создании продуктов, которые восхищают и создают вокруг себя атмосферу всеобщего восхищения.
Они нашли секретную формулу, которая работает. Если говорить словами Стива Джобса: «Нет никакой другой теории защиты контента кроме хранения секретов».
Проблема лишь в том, что есть очень много умных людей с кучей свободного времени, которые любят раскрывать подобные секреты.