Главный кампус Apple находится в городке Купертино по адресу One Infinite Loop. Это большая петля дороги, опоясывающая комплекс четырехэтажных корпусов. Здесь находится руководство корпорации, именно тут «родились» гаджеты, принесшие компании мировую известность — iPod, iPhone и iPad. Корреспондент Tut.by отправился в солнечный американский штат Калифорния, чтобы узнать всю правду о том, как живут и работают соотечественники в Apple.
До поездки в Кремниевую долину я представлял себе главный офис Apple как некое большое здание с супердизайном и креативными рабочими местами для сотрудников. Однако все оказалось совсем не так — не зря главной достопримечательностью «яблочной» компании является всего лишь знаменитый указатель у главного здания кампуса.
Apple всех цветов радуги
Именно к этому знаку я и направился в первую очередь, еще до встречи с моим проводником в Apple — белорусом Олегом.
Главный кампус Apple находится по адресу One Infinite Loop. Это большая петля дороги, опоясывающая комплекс четырехэтажных корпусов. Здесь находится руководство компании, именно тут «родились» гаджеты, принесшие компании мировую известность — iPod, iPhone и iPad.
Ничего особенного здесь вы не увидите. Внутри «лупа» находится пивной ресторан, большая плоскостная парковка и сам офисный комплекс. Снаружи — еще один большой бар и заправка. А сам «легендарный» знак находится между въездом/выездом из кампуса.
Территория кампуса Apple ухоженная — машины прячутся среди подстриженных деревьев. Повсюду деревянные лавочки. Если обойти кампус по кругу, за сеткой можно увидеть открытую столовую, а также баскетбольную площадку.
В комплекс попасть можно только по пропуску. Проверка очень жесткая: помимо электронной системы посетителей проверяют охранники. Но есть здесь и публичная территория — магазин.
Но не думайте, что сможете купить там новенький iPhone или iPad. В магазине продаются лишь различные аксессуары — майки, кружки или брелоки с логотипом Apple. Выставленные на обозрение девайсы — только витринные образцы. Я был в магазине утром буднего дня, и народа уже было достаточно много. Можно лишь представить, какие здесь были бы очереди в случае продаж смартфонов или планшетов.
Помимо главного кампуса, только в городке Купертино я насчитал не менее 20 зданий самой крупной IT-компании в мире. Кроме имевшейся недвижимости Apple несколько лет назад выкупила целый квартал у HP. Кроме того, множество зданий Apple имеются и в соседнем городке Саннивейле. За время импровизированной экскурсии я переезжал два раза, и каждая поездка длилась не менее 15 минут.
Интересно, что все логотипы и надписи на внешних указателях к зданиям Apple отмечены разными цветами. Гуляя по Купертино, я встретил голубой, фиолетовый, розовый, желтый и зеленый. Впрочем, эти цвета ничего не значат — в «розовом» здании может располагаться как штат продаж, так и бухгалтерия.
Различается цвет логотипа и на бейджах — если логотип цветной — это сотрудник компании, серебристый — перед вами «контрактник» (об отличии их от эппловцев — ниже).
Сотрудники Apple ездят между зданиями на бело-серебристых велосипедах, которые, как и в Google, можно свободно брать и затем оставлять на стоянках у других корпусов.
В отличие от Gbike (велосипедов Google), эти, однотонные, выглядят более солидно, вместо корзинки здесь сумка (в которой обычно возят макбуки), а еще они не валяются где попало.
Cafe Macs — столовая в стиле Apple Store
Недалеко от главного кампуса Apple и рядом с множеством других зданий компании находится одна из «столовых» для сотрудников — Cafe Macs.
На самом деле подобные заведения с такими же названиями раскиданы по всему Купертино, но именно это примечательно тем, что внешне и внутри напоминает один из крупных магазинов Apple, находящихся неподалеку в Пало-Альто, в историческом центре Кремниевой долины.
Стены прямоугольного здания закрыты стеклом, крыша не плоская, а чуть под углом. Пройти внутрь могут сотрудники Apple и их гости — visitors. Чтобы стать «гостем», нужно зарегистрироваться в одном из офисов и получить такую наклейку:
Еда в Cafe Macs — за деньги даже для сотрудников компании, правда, стоит очень недорого по местным меркам. За плотный обед вы заплатите не более 10 долларов. Оплату принимают сотрудники в черных футболках Apple с планшетами — терминалами, где вы выбираете еду и оплачиваете ее. Покушать можно как внутри здания, так и снаружи.
Американец белорусского происхождения
В Apple, как и в любой большой IT-компании Кремниевой долины, работают люди со всех концов света. В том числе и из Беларуси.
Олег с женой попали в США после выигрыша в лотерее Green Card. Первое время они жили в Техасе, однако в кризисные 2008−2009 годы найти работу оказалось непросто.
Наш соотечественник решил пойти на службу в армию — это не только дало ему возможность заработать, но и упростило получение американского гражданства, о чем Олег давно мечтал. Служить пришлось в Афганистане: там он был инженером, обслуживающим вертолеты, в том числе знаменитые Black Hawk (самые распространенные военные вертолеты в мире).
Олег совершенно не жалеет о переезде и не скучает по родине. Он просил не показывать свою фотографию и писать о нем не как о бывшем белорусе, а как об американце белорусского происхождения.
«Что значит, не жалею ли я? Я хотел сюда переехать. Я одно время работал начальником отдела на Белпочте и мог бы дослужиться до более высокой должности. В этой организации я проработал более 10 лет! Но я устал», — рассказывает Олег.
В Беларуси у нашего бывшего соотечественника осталось много родственников — брат, родители. В последний раз он был здесь еще в 2011 году. «В страну не то что не тянет — мне кошмары снятся, что я возвращаюсь в Беларусь», — смеется мой собеседник.
Очень много зависит от того, как ты составишь резюме
В армии Олег работал с визуализацией данных — часы налета, какие-то другие технические параметры. А потому ему не составило труда перепрофилироваться на этом поприще — уже в армии он получил несколько предложений о работе. Возвратившись, он устроился в компанию, которая работала с Apple по контракту. Так и очутился в Кремниевой долине.
Контрактники — люди, работающие в компаниях, которые заключили договор с Apple (впрочем, контрактники есть и у Google, и у Oracle, и у других IT-компаний). Apple предоставляет им помещения для работы и доступ к корпоративным ресурсам. Сотрудники-контрактники могут питаться в столовых Apple и посещать спортивные залы, однако в целом их права сильно ограничены по сравнению с обычными сотрудниками компании. Эти люди, как правило, нанимаются на конкретные проекты временно, но есть и такие, которые много лет работают на различных проектах, не входя при этом в штат Apple.
В настоящее время Олег работает в группе, которая занимается обработкой Big Data. Это накопление любой цифровой информации: какие смартфоны продаются лучше, в каких странах они активируются, что именно предпочитают пользователи из разных регионов мира — все это Apple собирает, анализирует и визуализирует.
Здесь совсем другая система приема на работу, совсем другая система рекрутинговых агентств, нежели в России или Беларуси. Некоторые люди не могут найти работу по году, даже будучи мегаспециалистами. Чаще всего здесь не ты ищешь работу, а рекрутинговые агентства ищут тебя. Поэтому очень много зависит от того, как ты составишь резюме. Например, компании менее заинтересованы в тех, кто «и жнец, и жрец, и на дуде игрец», гораздо интереснее им просто «жнец», который лучше ориентируется в узкой специальности.
«Когда твое резюме в Сети, нужно быть готовым к куче собеседований, в том числе по телефону. Я был на интервью с Google, Microsoft, Cisco, но в итоге попал сюда — здесь была «горящая» вакансия, которая меня устроила», — рассказал Олег.
«На дядю» здесь очень хорошо работать
«Здесь я не видел ни одного человека моего возраста, а мне уже 40 лет, на серьезной руководящей позиции. Ни одного. Подобные должности здесь занимают лет с 45, — рассказывает бывший белорус. — У нас сложилось представление, что если тебе больше 30−40, ты уже не можешь быть программистом или разработчиком. А нашему проектировщику баз данных — 68 лет!»
«В Беларуси можно увидеть объявление „ищем программиста до 25 лет“. Да тут тебя до 25 лет возьмут уборщиком, грубо говоря. К коду чтоб даже не подходил», — смеется мой собеседник.
Встречаются здесь и молодые очень талантливые программисты. Но в целом, средний возраст айтишников — выше 40 лет.
Планы на будущее у Олега не связаны исключительно с Apple. У него есть проект с единомышленниками, и возможно, в будущем даже появится какой-то стартап. Хотя, по словам бывшего белоруса, «на дядю» здесь тоже очень хорошо работать.
«Я считаю, что Apple — очень хороший работодатель. Внутреннее психологическое отношение тут на очень высоком уровне, никто не напрягает. По сравнению с белорусскими компаниями, здесь — как на детском утреннике», — смеется он.
Мы подошли к офису, в котором работает Олег. Одноэтажное здание с небольшим холлом, кабинками рабочих мест и кухней, где можно сделать чай или кофе и попить минералку. Вокруг благоустроенная территория — фонтаны, деревья, тропинки и вездесущие белки. По словам моего собеседника, так же устроены и все остальные офисные здания Apple.
«Доступ к интерфейсу рабочего места и почты здесь через VPN, — рассказывает Олег. — А еще никто тебя не контролирует: хочешь, заходи в соцсети, хочешь — качай торренты. Правда, был один случай, когда кто-то скачал фильм из торрент-трекера, а правообладатель увидел, куда шел трафик. Человека уволили, но это, пожалуй, единственный случай на моей памяти».
«Однажды шел какой-то чемпионат по крикету, а он популярен среди индусов, так просто пришло сообщение „пожалуйста, не смотрите все, а то сеть ложится“. Безо всякой злобы и каких-либо увольнений. Кроме того, никто не контролирует, что у меня установлено на рабочем компьютере».
Олег рассказал, что здесь не ставят каких-то жестких сроков:
«Никто не говорит: „Все нужно сдать завтра, караул!“ Я сообщаю боссу, что не успеваю, и мне дают больше времени. С одной стороны, кажется, что все спокойно, нет дикой интенсивности труда, а с другой стороны, из-за такой атмосферы я здесь за два года сделал больше, чем за все предыдущие, что я работал в области веб-дизайна».
«За время работы мне еще никто не говорил категорично: «Мне это не нравится, этого делать не нужно было», — рассказывает мой собеседник. Любую сделанную работу проверят, просмотрят и только потом сделают вывод — хорошо или нужно доработать.
По словам Олега, жесткой привязки к графику здесь нет:
«Я прихожу к 8, а ухожу в 4−5. Если какое-то собрание, то на нем можно присутствовать и онлайн. Не нужно ни у кого отпрашиваться на пару часов. Бывает, нужно не выйти на работу в какой-то день, тогда, конечно, согласовываешь с менеджером. Но в целом здесь никто ни за кем не следит».
Крупнейшая мировая IT-компания разрослась на множество кварталов, но скоро соберется в одно здание. В Сети уже неоднократно появлялись видеоролики, демонстрирующие прогресс строительства нового кампуса в Купертино. К сожалению, это действительно лучше смотреть сверху, так как сбоку вы ничего не увидите.
Внутрь территории без соответствующего разрешения попасть у вас не получится — я попробовал это сделать, но безуспешно. Ребята на погрузчике возле высоченного зеленого забора, опоясывающего стройку, не согласились поднять меня даже за 10 долларов, а возле ворот дежурили охранники, не давшие приблизиться к новому кампусу Apple.
Клево!